Философские взгляды Александра Герцена Печать
Автор: Administrator   
21.10.2010 00:00
В своём духовном развитии Герцен, как и многие российские западники-радикалы, прошёл через период серьёзного увлечения гегельянством. Влияние идей Гегеля на Герцена отразилось в его целом цикле статей, вышедших с 1843 по 1843 г.г. под названием «Дилетантизм в науке». Пафос этих статей заключается в интерпретации и утверждении диалектики как инструмента революционного преобразования мира и познания. Герцен осуждал отвлеченный идеализм в науке и философии за «априоризм», «спиритизм» и оторванность от реальной жизни. По убеждению Герцена, будущее развитие человечества должно привести к формированию философско-научного знания, которое должно быть тесно связано с реалиями жизни. Итогом развития должно было стать развитие слияния материи и духа. Что же касается исторического процесса познания действительности, то в нём должен был сформироваться всеобщий разум, освобожденный от личности». Последующее развитие эти идеи получили в философском сочинении Герцена под названием «Письма об изучении природы». Природу автор определял как «родословную мышления». В идее же чистого бытия Герцен видел просто иллюзию. Для материалистически настроенного мыслителя природа – это вечно живое, первичное в отношении к диалектике познания. В духе гегельянства Герцен обосновывал последовательный историоцентризм. Но в его уже более поздних размышлениях прогрессизм уступает место критическим и даже пессимистическим оценкам. Это относится к анализу зарождения в обществе нового типа массового сознания, основанного на эгоизме. Согласно утверждениям Герцена, этот процесс к потере личностного и индивидуального своеобразия. По признанию Герцена разочарование в европейском прогрессе приблизило его к нравственной гибели. Что касается развития социализма, то его перспективы Герцен связывал с крестьянской общиной.