Религиозные искания Печать
Автор: Administrator   
15.09.2011 00:00
Несмотря на то, что в 19 веке православная церковь имела очень крепкие позиции и влияла на развитие духовной жизни в России, в семье Герцена воспитанию религиозных чувству уделяли мало внимания. Его отец, И. А. Яковлев, относился к церковным обрядам, как к необходимости и сам себя не считал религиозным человеком. В его домашней библиотеке было гораздо больше произведений французских просветителей, чем книг на религиозную. Тематику. Сам Герцен писал, что раньше прочитал Вольтера, а потом лишь Катехизис. Со временем, впечатлившись идеями А. Сен-Симона и его последователей, Герцен пришел к выводу, что на основе раннего христианства необходимо создать новую, общечеловеческую религию, которую он назвал «истинным» христианством, благодаря которому, по мнению писателя, в обществе исчезла бы социальная несправедливость. Новая религия позволила бы людям гармонизировать их личные интересы и интересы общества. Размышления на религиозные темы не оставляли Герцена вплоть до конца 30-х - начала 40-х годов, как раз тогда, когда на долю философа выпали тяжкие гонения. После того как Герцена отправили в ссылку, сначала в Пермь, потом в Вятку и Владимир, он стал более религиозен. На него оказала большое влияние в этом вопросе его будущая супруга, Н. А. Захарьина, которая отличалась некоторой религиозной экзальтацией. Также он много общался с А. Л. Витбергом, скульптором, талантливым и верующим человеком. Религиозные искания Герцена имели под собой социальную основу. Так как он старался рассматривать религию как путь, по которому можно прийти к социальному равенству и социализму. В своих произведениях«Вильям Пен» и «Лициний» он высказывал угрозы правящему сословию. Стремясь к полной свободе человека, Герцен все же отбросил религию, назвав ее «простой выдумкой».